Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Сэмпай-кохай
RAnMA ФxТАГАН'е! > Общий > Япония
Borz
Многие элементы японской культуры коренным образом отличаются от таких же элементов культуры западной. Особенно ярко это отражается в межличностных отношениях. Человеческие отношения в социуме (не только в Японии, разумеется) можно представить двумя направлениями – по вертикали и по горизонтали. По вертикали строятся отношения между родителями и детьми, по горизонтали – между школьными друзьями, к примеру, или коллегами по работе. у японцев очень развито именно вертикальное направление и система подчинения младших старшим доминирует в отношениях по всей Японии.

Горизонтальные взаимосвязи отражаются словами дорё и докусэй. Первое используется деловыми людьми для обозначения своих коллег или людей, занимающих одинаковое служебное положение в компании, учреждении, на любой работе. Докусэй применяется к студентам, одноклассникам или просто к сверстникам. Подобные равноправные отношения среди японцев не распространены, а преобладает, как уже говорилось, система подчинения типа сэмпай-кохай. Сэмпай по-японски означает старший (по положению, возрасту и т.п.) и впервые появился в древних китайских письменах для обозначения вышестоящих по положению лиц. В современном японском языке сэмпаем называют также выпускника (школы, института и т.п.) более раннего года выпуска.

Слово “кохай” прямо противоположно по значению «сэмпай». «Ко» переводится как «более поздний» или «после, потом», а «хай» - «коллега, товарищ, помощник». Поэтому те, кто поступил в школу/институт позже, автоматически становятся кохай и считаются как бы нижестоящими по отношению к сэмпай из-за недостатка опыта.

Японцы склонны придавать чрезмерное значение вертикальной субординации даже в повседневной жизни. Например, они никогда не сядут или не начнут разговор, пока не выяснят статус и старшинство окружающих их людей. В школах и компаниях старшие принимают как должное знаки уважения к ним со стороны более молодых, поскольку более опытны в своем деле или других занятиях. В японских компаниях все еще придается значение возрасту работающего, чем его способностям, т.к. вся система пожизненного найма, зарплата и бонусы основаны на приоритете старших.

Отношения сэмпай-кохай существовали на протяжении всей японской истории, но особое влияние на утверждение подобной практике оказали, разумеется, конфуцианство (конфуцианская «преданность» трансформировалась в верность своему господину, а затем и императору), традиционная семейная система (отец являлся непререкаемым, бессменным и единственным главой семьи, обладавшим всей полнотой власти, а старший сын наследовал всё состояние семьи) и старый гражданский кодекс.

Приоритетное положение старших отражено в определенных грамматических конструкциях японского языка. Когда японцы разговаривают с теми, кто выше по статусу или старше, они используют три основные формы учтивой речи (кэйго): сонкэйго (учтиво-почтительная речь), кэндзёго (скромно-почтительная речь) и тэйнэйго (вежливая речь). Сонкэйго и кэндзёго располагают особым набором выражений, тэйнэйго используется в более стандартных ситуациях.

Сонкэйго применяется в случае, когда говорящий выражает почтение собеседнику или лицу, о котором идет речь в разговоре. При этом происходит как бы «возвышение» собеседника посредством использования специальных учтивых выражений и форм вежливого обращения (суффиксы –сан, -сама, -доно. Кстати, -сан – это нейтральная форма вежливого обращения и может переводиться как «господин/госпожа», а –сама имеет тот же смысл, но с оттенком подчеркнутого уважения). Сенсей используется в среде врачей, юристов, учителей.

Прибегая к кэндзёго, говорящий как бы принижает свое положение по отношению к собеседнику, проявляя скромность. Нейтрально-вежливая речь тэйнэйго характеризуется использованием префиксов вежливости о- или го- с существительными или глаголов в форме на –мас и глагольной связки дэс. Отличие тэйнэйго в ее универсальности. Нейтрально-вежливая речь служит не только для общения с вышестоящими, так принято говорить вообще с любыми окружающими людьми. Это самая распространенная разновидность речевого общения среди японцев.

Вернемся непосредственно к самим отношениям сэмпай-кохай. В настоящее время наиболее ярко данные отношения наблюдаются в школах, где субординации придается большое значение. Ученики последних классов в трехлетних средних школах первой и второй ступени оказывают огромное влияние на младшеклассников. Особенно это подчеркивается в различных внеклассных секциях и кружках. В спортивных секциях кохай обычно убирают помещения, собирают мячи и готовят экипировку для старших. При встрече со старшими они обязаны кланяться или вежливо их приветствовать. Субординация по возрасту распространяется также и на учителей, хотя японские школы стремительно меняются, мало кто из учеников возразит учителю или сделает замечание. Лучше обстоит дело в японских университетах – студенты всё так же используют формы вежливого обращения с преподавателями, но в своей среде системы сэмпай-кохай придерживаются не так строго, т.к. очень часто вместе учатся студенты разных возрастов. В деловом мире отношения, основанные на сэмпай-кохай, соблюдаются неукоснительно. В частности, это заметно на совещаниях – более молодые сотрудники занимают менее почетные места у самой двери в то время, как глава компании занимает место рядом с важным гостем.

К сожалению, бывают случаи злоупотребления сэмпаями своим положением, особенно это заметно опять-таки в школах. К ещё большему сожалению нужно отметить, что подобных случаев довольно много.

В целом же, система сэмпай-кохай подвергается изменениям: в различных сферах деятельности всё больше японцев ею пренебрегают, переходя на «западные рельсы общения». В заимствовании же, как в факте, нет ничего плохого при знании меры, однако как можно заметить, японцы меры не знают;)

Кальчева Анастасия для Fushigi Nippon - Загадочная Япония
ladyxenax
Как уважаемый сэмпай могу сказать - сэмпаем быть харашо rofl.gif
Lintares
Как совесть могу сказать: наглым кохаем - не менее
Varan
А когда все это дело в России - так вообще счастье.
Lintares
а если при этом довольны все стороны, то они вместе идут пить
ladyxenax
И восхвалять коллективный разум
Buaku
А еще бы цветущую сакуру... drinks.gif
Lintares
Цветущую сакуру обеспечивает заставка на экране монитора
Дядюшка_Лис
А ведь у славян было нечто подобное, правда не так строго.
Но для поганой "западнизации" нет ничего святого. Можете себе представить, чтобы у нас в школах ученики учителя слушали беспрекословно и уважали? smile3.gif Сейчас это весьма редкое исключение.
Я все чаще встречаю ситуации, когда отбрасывается отчество. Дескать: "Здравствуйте, я Александр, менеджер такой-то фирмы". А как же "Александрович"?(ну,там, или Петрович...) Эххх... что-то теряем безвозвратно...
Вобщем, перефразируя классика: "эту привычку к уважению старшего нам бы нехудо с тобой перенять"
Ogami
Цитата(Дядюшка_Лис @ 28.5.2009, 16:27) *
А ведь у славян было нечто подобное, правда не так строго.
Но для поганой "западнизации" нет ничего святого. Можете себе представить, чтобы у нас в школах ученики учителя слушали беспрекословно и уважали? smile3.gif Сейчас это весьма редкое исключение.
Я все чаще встречаю ситуации, когда отбрасывается отчество. Дескать: "Здравствуйте, я Александр, менеджер такой-то фирмы". А как же "Александрович"?(ну,там, или Петрович...) Эххх... что-то теряем безвозвратно...
Вобщем, перефразируя классика: "эту привычку к уважению старшего нам бы нехудо с тобой перенять"


Не могу не согласиться, но есть одно "но"... К великому сожалению, уважать наших учителей в школах не за что... Т.е. есть, конечно же, исключения. Но они так редки... Учителя не стараются чему-то научить учеников. Они просто отрабатывают положенные им по графику человеко-часы. Также вырастая поступают и ученики на работе... Не хочу сказать, что учителя во всем виноваты. Просто уважать можно за что-то. А когда человек не ведет себя достойно, то так оно и выходит...
euphoria
Думаю, что вежливость - это не плохо и не хорошо. Это есть. Американцы страдают, что к ним лезут все без разбору, так как нет дистанции между незнакомыми людьми (you - you, сравни с "ты" - "вы"); японцы не могут найти общий язык с детьми, так как не принято. Все мы разные и все похожи.
Желающим рекомендую познакомиться с японским, там просто шиза насчёт вежливости, взять хотя бы глаголы "брать-давать": выбор одного из десятка глаголов зависит от наличия родства, желательности получения того, что дают, статуса и вежливости обоих.
Fl@$HFiRE
Цитата
Не могу не согласиться, но есть одно "но"... К великому сожалению, уважать наших учителей в школах не за что... Т.е. есть, конечно же, исключения. Но они так редки... Учителя не стараются чему-то научить учеников. Они просто отрабатывают положенные им по графику человеко-часы. Также вырастая поступают и ученики на работе... Не хочу сказать, что учителя во всем виноваты. Просто уважать можно за что-то. А когда человек не ведет себя достойно, то так оно и выходит...


Мне очень жаль тебя, что тебе попадались только плохие учителя. Обычно, правда, подобные мнения широко культивировано среди тех, коих самих уважать не хочется. В школе предлагают места за 5k/мес. при адской нагрузке на нервы, что ж туда работать-то идут "чтобы отработать свои человеко-часы"? Да, государство у нас как-то постаралось сделать профессию учителя совершенно неуважаемой, развалив еще до кучи систему образования. Почему в любых конфликтах ученик-учитель будет виноват учитель? Да, бесспорно, бывают разные учителя, и те - которым не место в школах, но так же бывают и разные ученики, с совершенно разным воспитанием, не все родители, к сожалению, у нас способны правильно воспитать ребенка. А что ж тогда требовать уважение от ученика к учителю, если его родитель, тот, на которого он равняется, сам учителей не во что не ставит? Большинство учителей, которые меня учили были замечательными людьми, достойными уважения. Бесспорно, в семье не без урода - было и достаточное количество недоучителей, как и во всех остальных профессиях - достаточно неспециалистов и просто грязи. Но когда мы наконец перестанем равнять все профессиональные группы под один шаблон, по принципу "один дурак - все дураки, а я - умный" может быть что-то и изменится.
Обучение и воспитание - это ведь двусторонний процесс, зависящий не только от учителя.
А если у кого-то все/большинство учителя виноваты, может просто поискать виновных в себе?
Ты им еще холокост пришей, или они должны были с тебя заодно пылинки сдувать?
Ogami
Цитата(Fl@$HFiRE @ 13.6.2009, 16:23) *
Мне очень жаль тебя, что тебе попадались только плохие учителя.


Ну, вообще-то я не нуждаюсь в чьей-либо жалости) И если прочесть внимательней мой пост, то я нигде не говорил там, что именно МНЕ попадались такие учителя. Меня учили много достойных и уважаемых людей. Среди них, конечно были и те, кто опускался до откровенной лжи и наплевательства. Но таких были единицы. А говорил я о том, как обстоят дела в школах сейчас, а не 15 лет назад.

Цитата
Обычно, правда, подобные мнения широко культивировано среди тех, коих самих уважать не хочется.


Согласен. Есть такие индивиды, которым лишь бы набухаться, обкуриться, и побыдлить, позадирать окружающих... Да только в начальной, например, школе я таких не наблюдаю пока...

Цитата
В школе предлагают места за 5k/мес. при адской нагрузке на нервы, что ж туда работать-то идут "чтобы отработать свои человеко-часы"?


Ты сам ответил на свой вопрос. Туда идут работать, потому что больше некуда. Ты ведь не пошел на эти 5к и адскую нагрузку на нервы?) А есть те, кому больше некуда идти. Вот и вынуждены. А от вынужденности и проистекает подобное отношение к работе.

Цитата
Почему в любых конфликтах ученик-учитель будет виноват учитель?


По хорошему, потому что учитель несет ответственность за своих учеников, а не наоборот. Это тоже самое, что родители и дети. В конфликте со своим ребенком виноватым себя будешь чувствовать ты. Всегда. Но лично я не считаю, что учитель всегда виноват...

Цитата
...не все родители, к сожалению, у нас способны правильно воспитать ребенка...


Это еще одна большая тема, которая тут пока не рассматривается. Я бы немного перефразировал, и сказал, что не всем родителям можно позволять заводить детей...

Цитата
А что ж тогда требовать уважение от ученика к учителю, если его родитель, тот, на которого он равняется, сам учителей не во что не ставит?


Есть люди, которые просто других людей ни во что не ставят... Не выделяя конкретных областей. Учителей, врачей, юристов, работников сферы обслуживания...

Цитата
Но когда мы наконец перестанем равнять все профессиональные группы под один шаблон, по принципу "один дурак - все дураки, а я - умный" может быть что-то и изменится.


Вроде бы никто нигде этого не делал... Ты о чем сейчас вообще?...

Цитата
Обучение и воспитание - это ведь двусторонний процесс, зависящий не только от учителя.
А если у кого-то все/большинство учителя виноваты, может просто поискать виновных в себе?
Ты им еще холокост пришей, или они должны были с тебя заодно пылинки сдувать?


Дубль два. Перечитай, пожалуйста, внимательно мой пост!!! С меня уже пятнадцать лет никто ничего не должен сдувать. Я учился в СССР. Но у меня в семье после меня четыре ребенка учились и учатся в наших российских школах. В разных школах. И я вижу, что и как там происходит.

P.S. Мы вообще от темы в какой-то глубокий оффтоп скатываемся. Давайте выбираться...
Fl@$HFiRE
Цитата
А говорил я о том, как обстоят дела в школах сейчас, а не 15 лет назад.


Большей частью кадровый состав все тот же, так как в школу давно уже мало кто идёт.

Цитата
Ты сам ответил на свой вопрос. Туда идут работать, потому что больше некуда. Ты ведь не пошел на эти 5к и адскую нагрузку на нервы?) А есть те, кому больше некуда идти. Вот и вынуждены. А от вынужденности и проистекает подобное отношение к работе.


не вполне. Конечно, сейчас "дно кризиса"(с), но в целом, обычно шли туда те, которым наиболее интересна эта работа. Другие находят что-либо по оплачиваемей - до кризиса, как минимум было огромное множества работ с меньшим напрягом и большими деньгами при более низких требованиях к знаниям. Хотя исключения, несомненно, имеются в достаточном количестве.

Цитата
По хорошему, потому что учитель несет ответственность за своих учеников, а не наоборот. Это тоже самое, что родители и дети.


ответственность - одно, априорная вина - другое. Тут должна быть золотая середина, а у нас закосы, причем, как в одну сторону, так и в другую.

Цитата
Это еще одна большая тема, которая тут пока не рассматривается. Я бы немного перефразировал, и сказал, что не всем родителям можно позволять заводить детей...


Ага, более того, у половины таких родителей дети еще и спонтанно появляются, "вдруг откуда ни возьмись".

Цитата
Дубль два. Перечитай, пожалуйста, внимательно мой пост!!! С меня уже пятнадцать лет никто ничего не должен сдувать. Я учился в СССР. Но у меня в семье после меня четыре ребенка учились и учатся в наших российских школах. В разных школах. И я вижу, что и как там происходит.


То что система образования в целом укотилась назад - никто не спорит. Но в этом не учителя виноваты.
Мифодий
В тему вашего спора - как вы относитесь к вот этому манифесту - http://mif-zgyri.diary.ru/p72542843.htm ?
П.С. Только не сочтите за рекламу ))
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Invision Power Board